Статьи

Эмпатия, геймификация и книги. Что еще хорошего сделать HR-специалисту для сотрудников

Управление персоналом — это динамичная сфера менеджмента, ландшафт которой постоянно меняется. Сегодня HR-специалисты относятся к кандидатам и действующим сотрудникам как к клиентам и используют для их привлечения и удержания маркетинговые инструменты: SMM, почтовые рассылки, рейтинги, контент, брендинг, исследования, PR-методы и так далее. При этом одной из наиболее трудных задач было и остается повышение вовлеченности сотрудников в процессы компании. Даже спустя месяцы работы специалисты не чувствуют личной заинтересованности в решении задач, могут не понимать особенностей устройства компании, ее внутренних процессов, корпоративной культуры и ценностей, хуже того — не испытывать желания во всем этом разобраться. От работников с низкой вовлеченностью сложно получить обратную связь об их опыте работы и впечатлениях, не говоря уже о предложениях по оптимизации работы и неочевидных руководству слабых местах в построенных процессах. А ведь всё это — важные показатели эффективности HR-отдела.

⏱ Время прочтения — 5 минут

Даже в небольших компаниях ручное управление давно не работает, поэтому HR-специалистам имеет смысл сфокусироваться на передовых технологиях в обучении сотрудников. О некоторых инструментах, которые стоит использовать для повышения вовлеченности, и пойдет речь в этом материале.

Образовательные онлайн-платформы

Такие EdTech-платформы, как WebTutor, Workle, Beehive, iSpring и многие другие, помогают в обучении и адаптации новых сотрудников. С их помощью можно участвовать в образовательных вебинарах, отрабатывать навыки на примере решения бизнес-кейсов, потренироваться в диалогах с клиентами, пройти тест для оценки квалификации. Хорошо показывают себя и live-уроки, корпоративное обучение в формате мастермайнд-группы.

Вот какие задачи HR-специалист решит с помощью инструментов EdTech:

Геймификация процессов

Игры — это интересно! Превращение типовых процессов в погоню за игровыми элементами или увлекательную историю помогает мягко мотивировать сотрудников, позволяет добавить в обучение элемент соревновательности, а также обеспечивает быструю обратную связь. Задача HR-специалиста в этом случае — упростить активность, сделать ее веселее и субъективно значительнее для участников.

Есть несложные способы внедрить игровые элементы в рабочую рутину. Например, оценивать прогресс, выдавая очки, бейджи, значки и другие маркеры завершенной командной или индивидуальной задачи. Можно публиковать рейтинги, устраивать соревнования с призами, проводить квесты.

Существуют и более сложные идеи для геймификации. Отличный, хотя и достаточно дорогой, инструмент — разработка полноценной обучающей игры с простой механикой, доступной для сотрудников. За прохождение миссий, посвященных тем или иным аспектам работы компании, игроки будут получать символические или реальные награды или доступ к скрытому контенту, например обучение за корпоративный счет или серьезную скидку на продукцию компании.

Продвижение принципов ненасильственного общения

Важно обучать сотрудников дискутировать и просто общаться друг с другом экологично. Это позволит избежать непродуктивного общения. Принципы экологичного общения могут быть прописаны в документах, отражающих корпоративную культуру. Чтобы их сформулировать, можно воспользоваться рекомендациями психологов: отказаться от обвинений, упреков и претензий в общении, не начинать фразу со слова «нет» или «но», соблюдать деловую дистанцию, говорить сотрудникам HR-подразделения о своих потребностях.

Развитие эмпатии и индивидуального подхода

Сочувствие и поддержка положительно сказываются на продуктивности сотрудников. Согласно статистике Businessolver Workplace Empathy Monitor, 77% сотрудников готовы работать больше и усерднее, если на работе к ним будут относиться внимательно, выслушивать и сопереживать. А 60% между повышением зарплаты и проявлением эмпатии со стороны руководства выберут второе. 80% миллениалов и 66% беби-бумеров ушли бы с работы, если бы к ним не проявляли интереса, внимания и чуткости. В сегодняшних условиях турбулентности, пандемии эмпатия перестала быть просто модным словом. Это фактор, который ценят всё больше специалистов при выборе работы. А чем лучше сотрудник HR-отдела понимает настроение, желания и сложности коллектива, тем лучше будет результат работы.

Как развить человекоориентированный подход?

  1. Чаще разговаривать с сотрудниками. Исследовать их опыт в компании. Задавать вопросы, проявлять интерес и активно слушать. Нелишним будет интересоваться жизнью вне офиса.
  2. Развивать доверие к себе. Для этого не осуждать сотрудников, придерживаться конфиденциальности, насколько это возможно, быть искренним и открытым, сдерживать обещания.
  3. Если человек поделился проблемой — не оставлять его с ней наедине, а предложить помощь.
  4. Давать позитивную обратную связь по выполненной работе, делать акцент на сильных компетенциях, вместе решать, как исправить ошибки.
  5. Следить за нагрузкой сотрудников, чтобы предотвращать выгорание. Во время встреч тет-а-тет уточнять, как специалист себя чувствует, укладывается ли в сроки, нужно ли ему передохнуть.

Корпоративная книга

Это классический маркетинговый инструмент, который продолжает доказывать свою эффективность. Корпоративное издание может стать частью празднования важной даты в истории компании, помочь в обучении сотрудников, познакомить с корпоративной культурой, продвинуть и закрепить ценности компании, а также показать, чем компания отличается от других работодателей, продемонстрировать ее преимущества.

Издательство «Альпина PRO» помогает ведущим российским и зарубежным компаниям выпустить книгу о компании или ее основателях и руководстве, подготовить памятное издание для партнеров или VIP-клиентов, базу знаний или руководство. HR-специалистам может быть полезна книга о структуре и устройстве компании, которая поможет быстрее адаптировать новых менеджеров. Еще один вариант обучающей книги — сборник полезных статей руководителей компании или других экспертов. «Альпина PRO» издала книгу корпоративного университета РЖД, в которую вошли избранные статьи руководителей и сотрудников университета за пять лет. Получилось уникальное издание о компании, ее росте, развитии и людях.

Юбилейная книга поможет сформировать позитивный имидж у широкой аудитории и способствовать продвижению миссии и ценностей компании. Например, книга, посвященная 25-летию «М.Видео», состоит из 100 интервью с неформальными историями руководителей, сотрудников, партнеров и клиентов компании. Все аспекты работы «М.Видео» освещены с помощью текста, инфографик и иллюстраций.

Корпоративные издания показывают преимущества бренда и транслируют его ценности. Например, корпоративная библиотека Сбербанка считается эталоном качества для других компаний. Это подборка лучших деловых книг об успехе, лидерстве и инновациях в управлении и развитии внутреннего потенциала, которые рекомендованы к прочтению топ-менеджерам компании. «Альпина PRO» оформила все книги в едином стиле, их приятно и удобно читать.

Как видите, инструментов HR-маркетинга немало. Не бойтесь пробовать новые тенденции и не отказывайтесь от старых методов в угоду моде. Не забывайте о бизнес-задачах, но и создавайте комфортные условия для сотрудников, ведь искусство HR-специалиста и заключается в том, чтобы лавировать между двумя мирами и переводить с одного языка на другой.

Назад к статьям
Вакансии дня