Российский рынок труда в судостроении

Российский рынок труда в судостроении

Служба исследований компании HeadHunter проанализировала ситуацию на рынке труда в судостроении в разных регионах России.

По данным исследования, в период с 2014 по 2015 год доля вакансий в судостроении в общем количестве предложений о работе в сфере «Производство» постепенно снижалась. Наиболее ярко эта тенденция прослеживается в Южном и Дальневосточном федеральных округах. В СЗФО доля вакансий в судостроении менялась не так заметно.

Российский рынок труда в судостроении

В 2015 году в Южном и Дальневосточном регионах работодателям чаще всего требовались сотрудники с опытом работы от 3 до 6 лет (44% и 55% соответственно). На северо-западе каждая вторая компания готова принимать менее опытных сотрудников, со стажем от 1 года до 3 лет. В ЮФО и в ДвФО такие работники требуются в каждой третьей и каждой шестой компании соответственно. Интересно, что кандидатов без опыта чаще готовы трудоустраивать на юге, а вот на Дальнем Востоке в каждую четвертую компанию требуются сотрудники с опытом более 6 лет.

Российский рынок труда в судостроении

В основном соискателям предлагается работа на полный рабочий день. Такой график встречается в 9 из 10 случаев в СЗФО, в 8 из 10 – в ЮФО, а также в 7 из 10 – на Дальнем Востоке. В Южном ФО и в Дальневосточном ФО распространен вахтовый метод работы (21% и 29% соответственно). В СЗФО в рассматриваемой сфере можно также найти должность с гибким или сменным графиком.

Российский рынок труда в судостроении

В мае-июле 2015 г. наибольшую долю в базе резюме производственной сферы специализация «Судостроение» занимала в Северо-Западном ФО (4%). В ДвФО этот показатель равнялся 3%, в Южном ФО – 1%.

Российский рынок труда в судостроении

На рынке труда в сфере судостроения в мае-июле 2015 г. наблюдался дефицит профессиональных кадров: уровень hh.индекса (количество резюме на одну вакансию) в рассматриваемых регионах был ниже оптимального в 1,5-2 раза. При этом самый низкий hh.индекс был зафиксирован в СЗФО, где на одну вакансию приходилось всего два резюме. Если на северо-западе и юге страны в сфере «Производство» в указанный период уровень конкуренции был оптимальным, то на Дальнем Востоке конкуренция между соискателями и в производстве, и в судостроении была ниже необходимого уровня.

Российский рынок труда в судостроении

Традиционно ожидаемые соискателями средние зарплаты несколько превышают предлагаемые на рынке. Средняя предлагаемая зарплата в судостроении в России в этом году составила 35 тысяч рублей (на основе вакансий на hh.ru). При этом ожидания соискателей находились на уровне 50 тысяч рублей (на основе резюме на hh.ru). Если брать отдельные позиции, то мы видим, что наибольшее расхождение между ожиданиями и предлагаемой зарплатой заметны у инженеров-конструкторов (43 тыс. рублей VS 50 тыс. рублей). По остальным инженерным и рабочим специальностям разница не так очевидна.

Российский рынок труда в судостроении

Подводя итог, еще раз отметим, что с 2014 года доля вакансий на рынке труда по специализации «Судостроение» в сфере «Производство» постепенно снижалась. Это особенно прослеживалось в Южном и Дальневосточном федеральных округах. В СЗФО доля вакансий в области судостроения варьировалась не столь заметно. В этом году основной спрос в регионах приходился на опытных работников (опыт 3-6 лет), за исключением СЗФО, где каждое второе предприятие находилось в поиске сотрудника с опытом 1-3 года. Самые опытные сотрудники (больше 6 лет) наиболее востребованы на Дальнем Востоке (26%). На юге страны самая значительная доля компаний, готовых принять сотрудников без опыта (15%). Уровень конкуренции на рынке труда в сфере судостроения находится ниже оптимального показателя по причине нехватки квалифицированных инженерных и рабочих кадров в производственном секторе в целом.

В ходе исследования было проанализировано 3 610 вакансий и 1 002 резюме, созданных на портале hh.ru работодателями и соискателями в СЗФО, ЮФО и ДвФО в специализации «Судостроение» в периоды с января 2014 года по июль 2015 года и с мая по июль 2015 года соответственно.

Обращаем ваше внимание: при использовании результатов данного исследования, ссылка на источник (для электронных изданий — гиперссылка на hh.ru) обязательна.