Можно ли построить карьеру после окончания ссуза?
Результаты исследования Career.ru показали, что думают учащиеся и выпускники ссузов об учебе, карьере и качестве профессиональной жизни. Опрос проводился с 31 октября по 11 декабря 2017 года среди более 12 тысяч респондентов.

Абсолютное большинство респондентов (65%), обучающихся в данный момент в ссузах, планируют затем поступать в вуз.

При этом 54% выпускников ссузов, решивших не получать высшее образование, впоследствии пожалели о том, что не продолжили обучение.

Жалеете ли вы о том, что не получили высшее образование?
Регион проживания | Да, % | Нет, % | Затрудняюсь ответить, % |
---|---|---|---|
Челябинская область | 61 | 26 | 12 |
Московская область | 60 | 22 | 17 |
Красноярский край | 59 | 23 | 18 |
Ростовская область | 58 | 21 | 21 |
Свердловская область | 58 | 20 | 22 |
Новосибирская область | 57 | 28 | 15 |
Самарская область | 56 | 30 | 14 |
Республика Татарстан | 56 | 33 | 11 |
Воронежская область | 55 | 23 | 22 |
Остальные регионы | 55 | 26 | 19 |
Краснодарский край | 55 | 25 | 21 |
Москва | 53 | 32 | 16 |
Республика Башкортостан | 50 | 38 | 13 |
Санкт-Петербург | 48 | 31 | 21 |
Нижегородская область | 47 | 39 | 14 |
По специальности планируют работать 53% студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений, 27% затруднились ответить на данный вопрос, а 20% респондентов осознали, что их не привлекает выбранная профессия.

При этом всего 30% российских специалистов работают по специальности. Профессиональная деятельность 40% отечественных работников никак не связана с полученным образованием, а 23% трудоустроены в смежной сфере.

Доли специалистов — выпускников вузов и ссузов, — довольных и недовольных своей работой, практически равны — 41% и 42% соответственно.

60% учащихся и выпускников ссузов получают или получали образование ради знаний.

65% учащихся колледжей отмечают, что обучение помогло им приобрести профессиональные навыки.

Отметьте не более трех утверждений, наиболее соответствующих вам: в период получения среднего профессионального образования (в течение обучения в ссузе) я...
Регион обучения | развил(-а) общие интеллектуальные способности, % | приобрел(-а) профессиональные навыки, % | научился(-ась) учиться, % | научился(-ась) находить выход из сложных ситуаций, % | научился(-ась) самодисциплине, % | организовал(-а) личную жизнь, % | хорошенько повеселился(-ась), % | нашел(-ла) новых друзей, % | нашел(-ла) свое профессиональное предназначение, % | ничему не научился(-ась), ничего не приобрел(-а), % | другое |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Москва | 41 | 64 | 18 | 37 | 24 | 6 | 11 | 32 | 15 | 6 | 2 |
Санкт-Петербург | 47 | 65 | 24 | 35 | 27 | 6 | 13 | 30 | 15 | 4 | 0 |
Московская область | 47 | 57 | 30 | 29 | 22 | 13 | 11 | 25 | 12 | 8 | 0 |
Краснодарский край | 51 | 55 | 24 | 43 | 31 | 7 | 13 | 32 | 16 | 4 | 0 |
Ростовская область | 47 | 63 | 22 | 46 | 33 | 4 | 13 | 25 | 18 | 3 | 1 |
Свердловская область | 51 | 66 | 20 | 54 | 25 | 4 | 7 | 24 | 17 | 6 | 0 |
Самарская область | 54 | 54 | 15 | 51 | 35 | 6 | 7 | 24 | 12 | 4 | 0 |
Красноярский край | 50 | 60 | 19 | 48 | 29 | 9 | 5 | 26 | 14 | 2 | 2 |
Республика Татарстан | 41 | 70 | 11 | 57 | 28 | 4 | 2 | 20 | 22 | 6 | 0 |
Воронежская область | 55 | 68 | 21 | 36 | 23 | 9 | 13 | 19 | 8 | 6 | 0 |
Новосибирская область | 56 | 63 | 31 | 31 | 29 | 6 | 6 | 21 | 15 | 10 | 2 |
Челябинская область | 43 | 71 | 14 | 35 | 33 | 8 | 12 | 20 | 22 | 2 | 0 |
Остальные регионы | 45 | 67 | 20 | 38 | 29 | 7 | 9 | 28 | 16 | 4 | 0 |
Среди респондентов — учащихся и выпускников колледжей — доля тех, кому учеба не показалось сложной, составила 86%, что на 19% превышает аналогичную долю в вузах.

Сложным ли оказалось обучение в ссузе (колледже, ПТУ)?
Регион обучения | Да, % | Нет, % | Затрудняюсь ответить, % |
---|---|---|---|
Республика Татарстан | 17 | 80 | 4 |
Самарская область | 12 | 79 | 9 |
Свердловская область | 11 | 83 | 6 |
Москва | 11 | 83 | 6 |
Челябинская область | 10 | 86 | 4 |
Краснодарский край | 9 | 89 | 1 |
Остальные регионы | 9 | 87 | 3 |
Санкт-Петербург | 8 | 89 | 2 |
Ростовская область | 8 | 86 | 6 |
Воронежская область | 8 | 83 | 9 |
Московская область | 7 | 86 | 7 |
Красноярский край | 7 | 86 | 7 |
Нижегородская область | 6 | 89 | 4 |
Республика Башкортостан | 6 | 81 | 13 |
Новосибирская область | 6 | 92 | 2 |
Сложным ли оказалось обучение в ссузе (колледже, ПТУ)?
Профобласти | Да, % | Нет, % | Затрудняюсь ответить, % |
---|---|---|---|
Продажи | 10 | 87 | 3 |
Начало карьеры, студенты | 11 | 83 | 6 |
Транспорт, логистика | 9 | 88 | 3 |
Административный персонал | 8 | 91 | 1 |
Рабочий персонал | 9 | 86 | 5 |
Информационные технологии, интернет, телеком | 8 | 87 | 5 |
Производство | 8 | 91 | 1 |
Туризм, гостиницы, рестораны | 7 | 85 | 8 |
Автомобильный бизнес | 19 | 81 | 0 |
Бухгалтерия, управленческий учет, финансы предприятия | 8 | 92 | 0 |
Строительство, недвижимость | 8 | 82 | 10 |
Маркетинг, реклама, PR | 10 | 80 | 10 |
Остальные профобласти | 8 | 89 | 3 |
Средняя оценка качества образования, которое получили выпускники колледжей и ПТУ, составила 3,8 балла.

Выпускники ссузов, независимо от того, работают они по специальности или нет, в большинстве своем склонны считать, что знания, полученные в вузе, понадобились им в трудовой деятельности — 29% респондентов с дипломом об окончании ссуза уверены в этом совершенно точно и еще 36% скорее придерживаются данной позиции, нежели считают, что полученные знания им не понадобились.

Понадобились ли вам в трудовой деятельности знания, полученные в процессе обучения в вузе и ссузе?
Профобласть | Да, % | Нет, % | Затрудняюсь ответить, % |
---|---|---|---|
Медицина, фармацевтика | 91 | 9 | 0 |
Добыча сырья | 88 | 10 | 1 |
Юристы | 87 | 13 | 0 |
Наука, образование | 80 | 18 | 2 |
Строительство, недвижимость | 79 | 21 | 0 |
Производство | 78 | 20 | 2 |
Высший менеджмент | 74 | 25 | 2 |
Автомобильный бизнес | 72 | 26 | 2 |
Безопасность | 71 | 29 | 0 |
Бухгалтерия, управленческий учет, финансы предприятия | 71 | 27 | 2 |
Управление персоналом, тренинги | 69 | 30 | 1 |
Искусство, развлечения, масс-медиа | 66 | 32 | 1 |
Остальные профобласти | 66 | 34 | 0 |
Информационные технологии, интернет, телеком | 63 | 35 | 1 |
Транспорт, логистика | 63 | 36 | 1 |
Банки, инвестиции, лизинг | 62 | 37 | 1 |
Закупки | 62 | 38 | 0 |
Маркетинг, реклама, PR | 61 | 36 | 2 |
Туризм, гостиницы, рестораны | 60 | 37 | 3 |
Продажи | 58 | 41 | 1 |
Административный персонал | 57 | 41 | 2 |
Начало карьеры, студенты | 52 | 42 | 6 |
Планы студентов вузов и учащихся ссузов относительно трудоустройства по специальности практически индентичны — 52% студентов вузов и 53% учащихся ссузов планируют работать по специальности.

Среди специалистов с высшим образованием 33% работают по полученной специальности, у специалистов со средним специальным образованием данный показатель равен 20%.

Несмотря на то, что выпускники вузов чаще трудоустраиваются по специальности, доли респондентов, удовлетворенных своей работой, практически не зависят от уровня образования.

Оказавшись на месте выпускника школы, специалисты с оконченным высшим образованием с большей охотой снова отправились бы в университет, нежели выпускники ссузов в аналогичной ситуации — 88% против 76% соответственно.

В разрезе уровня образования наибольшая доля потенциальных бизнесменов наблюдается среди студентов вузов и работников, окончивших школу и не продолживших обучение — 25% и 27%, соответственно.

Наибольшей долей респондентов, полагающих, что высшее образование является обязательным условием успешной карьеры, представлены студенты (18%) и выпускники (30%) вузов.

21% респондентов, сожалеющих о том, что им не удалось закончить вуз, уверены в том, что успешную карьеру невозможно построить без высшего образования. При этом 29% респондентов, не получивших высшего образования и не испытывающих досады по этому поводу, придерживаются противоположной точки зрения.

60% линейных руководителей и топ-менеджеров со средним специальным образованием испытывают острую нехватку знаний.

При этом учащиеся и выпускники ссузов оценивают знания, полученные в учебном заведении, выше студентов вузов.

Оцените качество знаний, которые вы получили в ссузе по пятибалльной шкале, где 5 — это высокое качество знание, а 1 — низкое.
Регион обучения | Среднее |
---|---|
Челябинская область | 3,98 |
Новосибирская область | 3,92 |
Свердловская область | 3,87 |
Республика Татарстан | 3,87 |
Остальные регионы | 3,79 |
Краснодарский край | 3,77 |
Красноярский край | 3,76 |
Воронежская область | 3,75 |
Санкт-Петербург | 3,75 |
Московская область | 3,73 |
Москва | 3,73 |
Ростовская область | 3,71 |
Самарская область | 3,65 |
Среди респондентов, планирующих открыть собственный бизнес в ближайшие один-два года, обучение было менее востребовано (57%) по сравнению с респондентами, не желающими в дальнейшем работать на себя (63%).

Студенты вузов и учащиеся ссузов примерно одинаково расставляют приоритеты, касающиеся обучения.

Вернуться в начало
- В ссуз — за профессией, в вуз — за общим развитием
- 4% студентов поступают в вуз под давлением родителей!
- Нужно ли специалисту высшее образование?
- Трудоустройство по специальности
- 22% начинающих специалистов довольны своей работой
- 24% молодых специалистов планируют открыть собственный бизнес в ближайшие год-два
- Как относятся к учебе студенты вузов и учащиеся ссузов?
- Кому учеба дается легко?
- Что дает обучение в вузах и ссузах, кроме диплома?
- Качество образования: оценку ставят студенты!
- Кому пригодились знания, полученные в вузе и ссузе?