Что мы знаем о женщинах на топовых должностях: результаты исследования
Такие выводы можно сделать из исследования профессионального развития женщин на топовых должностях, которое в январе 2019 года провела компания Kontakt InterSearch Russia, специализирующаяся на подборе топ-менеджеров.
Исследование проведено методом электронного анкетирования 613 женщин, которые занимают в российских компаниях позиции генеральных директоров или собственников бизнеса (по 14 и 7% респондентов), независимых директоров (3% респондентов) или топ-менеджеров (77% респондентов).
Карьерный путь и образование женщин-руководителей
Оказалось, что женщины-CEO чаще всего «вырастают» из:
- директоров по продажам (34%);
- руководителей по маркетингу или развитию бизнеса (32%);
- финансовых руководителей (16%);
- руководителей службы управления персоналом (10%);
- руководителей производства (4%);
- другое (4%).
У большинства (55%) есть профильное образование по менеджменту и управлению, у 32% респондентов — экономическое образование, у 26% — психологическое или социологическое, у 14% — техническое. При этом у 38% опрошенных по два и более высших образования.
Мотивации для работы: интерес важнее денег
Респонденток попросили отметить, что для них имеет наибольшее и наименьшее значение в работе. Для этого они распределяли предложенные факторы по уровню важности: отмечали каждый вариант как очень важный, важный, неважный или совсем не важный.
Уровень оплаты и условия труда ожидаемо оказались важными для большинства участниц исследования (каждый из этих факторов выбрали свыше 60% опрошенных), но не попали в число лидирующих мотиваций, отмеченных как очень важные.
Самым важным оказалось наличие интересных проектов — это лидер по количеству ответов с вариантом «очень важно» (49%). Высокое значение имеют также интеллектуальный вызов и репутация компании (по 39% респондентов отметили эти варианты как очень важные) и корпоративная культура (это очень важная мотивация для 38% респондентов).
А вот нормированный рабочий день, отсутствие частых командировок, наличие медстраховки для детей, сохранение 100-процентной зарплаты на период беременности и декрета оказались наименее значимыми факторами — их чаще всего отмечали как совершенно неважные. Организаторы исследования отчасти связывают это с тем, что у многих женщин, принимавших участие в опросе, либо нет детей, либо дети уже взрослые.
Карьерные ожидания: лучше преподавание, чем свой бизнес
Участниц исследования спросили, какой путь дальнейшего развития карьеры их интересует, и сравнили их выбор с ответами руководителей-мужчин.
Самый популярный вариант у всех — переход на топ-позицию в компанию с более крупными масштабами бизнеса. Но женщины выбирали этот вариант все-таки реже, чем мужчины: 54% против 70% респондентов женского и мужского пола соответственно.
Женщин заметно реже, чем мужчин, интересует и переход на топ-позицию в компанию за рубежом, а также создание собственного бизнеса. Первый вариант выбрало 17% респондентов женского пола и 30% респондентов мужского пола, а второй вариант — 32% респондентов женского пола и 54% респондентов мужского пола.
Почти одинаково привлекательна для мужчин и женщин работа в качестве независимого члена совета директоров. Это второй по популярности ответ, его выбрало 40% женщин и 43% процента мужчин.
Зато женщин больше, чем мужчин, привлекает перспектива преподавания, передачи опыта молодым специалистам. Если среди мужчин этот вариант развития карьеры указали 23% опрошенных, то среди женщин — 38%.
Существенная доля женщин — 15% — сообщили, что хотели бы в дальнейшем сосредоточиться на семье. Среди мужчин такими планами поделились не больше 1% опрошенных.
Барьеры и демотиваторы: 17% женщин-руководителей ощущают дискриминацию
Если 81% мужчин-руководителей считают, что им ничего не мешает развиваться, то среди женщин-руководителей такой же оптимистичный ответ дали меньше половины — только 48%. То есть больше половины женщин на топовых должностях ощущают некие барьеры.
Основными барьерами на пути дальнейшего развития 22% женщин считают неуверенность в следующем шаге и боязнь перемен, 17% — гендерную, возрастную и прочую дискриминацию, 12% — незнание перспектив, 11% — отсутствие опыта и знаний.
Почти треть мужчин, которые тоже полагают, что им что-то мешает развиваться, назвали самой главной помехой отсутствие интереса («Я уже всё знаю»). У женщин это один из наиболее редких ответов, его выбрали всего 2%.
Женщины-руководители, которые ранее уходили или сейчас планируют уйти с работы, назвали главными причинами ухода желание реализовать свою стратегию и воплотить в жизнь свои идеи (21%), обрести независимость (21%) и принимать самостоятельные решения (19%).
Желание повысить уровень достатка мотивирует на уход только 14% респондентов.
Чему хотят научиться женщины-руководители
Подавляющее большинство женщин-руководителей (94%) в настоящий момент работают над собственным развитием, тогда как из мужчин-руководителей уделяют этому время 69%. Неудивительно, учитывая, что среди мужчин высока доля (31%) тех, кто считает, что и так всё знает.
Женщины-руководители прежде всего развивают у себя такие компетенции, как умение выстраивать стратегию (46%), инновационность и креативность (43%), понимание бизнеса (38%), лидерство (28%), коммуникации (27%) и умение выстраивать отношения (19%).
У мужчин в приоритете для развития — умение выстраивать стратегию (57%), лидерство (36%), понимание бизнеса (24%), инновационность и креативность (12%). Коммуникации и умение выстраивать отношения большинство, вероятно, считает либо не столь важными, либо и так достаточно развитыми у себя — эти направления собственного развития назвали только по 4% мужчин.
Для развития необходимых компетенций женщины-руководители чаще всего выбирают профессиональную литературу (77%), коучинг (41%) и перенимание опыта у руководителя (29%). Любой другой инструмент — получение еще одного высшего образования, МВА, онлайн- и офлайн-курсы и так далее — используют не более 5% опрошенных.
Женщин-топов по-прежнему меньше, чем мужчин
Каково соотношение количества женщин и мужчин на топовых должностях? И заметна ли тенденция к росту количества женщин-управленцев? Осенью 2018 года HeadHunter выяснили эти вопросы, сравнив количество резюме, созданных на hh.ru в профобласти «Высший менеджмент».
Оказалось, что за последние восемь лет доля резюме женщин-управленцев выросла, но в целом составляет примерно треть от общего количества резюме топ-менеджеров. Причем, самой высокой доля женщин управленцев была в 2012-2014 годах.